?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Jan. 2nd, 2012

Есть такое здесь сообщество - про наряды в литературе, про описание нарядов в литературном произведении.
Я как раз выполняю свою индивидуальную чеховскую программу.
Читаю медленно, со вкусом, как бы заново, как будто в первый раз огоньковское собрание сочинений Антона Павловича Чехова.
Начала с 8-го - случайно! - тома из этого коричневого 12-ти томного издания Чехова 1985 года.

И что же Чехов?
Как он вообще к нарядам?
Что-то в них понимает?!
Они для него важны?!
"Очень интересно!" - дала ко всему прочему еще и такое для себя задание.



Антон Павлович много в женщинах понимает.
Как и в мужчинах, которые с женщинами несмотря ни на что (презрение, жалость, любовь и т.д.) всё же имеют дело.
И потому наряды, прежде всего женские, у него в его рассказах и повестях есть.
Но самую малость. Как и положено Антону Павловичу.
Он слишком совершенен как писатель!
И уж предаваться как образцовый, как идеальный писатель описанию женского наряда он не может - это плохой тон, это же многословие, что ему как образцу лаконичной глубины ни к лицу! Только штришок, только точная деталь, только один, но такой важный намёк!
Всё-таки намёк, но есть!
Есть!

Ну, давайте посмотрим.

Вот знаменитый рассказ "Анна на шее", особенно так любимый у нас, потому что облегчен в этой трудной любви фильмом с Аллой Ларионовой в главной роли.

Кстати, Алла Ларионова - не чеховская Анна по внешним признакам.
У Чехова Аня (не Анна, а Аня: "Анна" - это же на шее прежде всего которая) - юная жена старого мужа (моложе на 34 года!) - черноволоса и с темными глазами на бледном лице - ага, скорее, Екатерина Максимова из фильма-балета по этому произведению. И с музыкой Валерия Гаврилова, которая так точно характер героини в облике Екатерины Максимовой выражает.

Аня - совсем девочка, которая покойной мамой была обучена из ничего (из старого платья) сделать самый модный для выхода в свет наряд. Аня, благодаря маме, умеет танцевать страстно, говорить по-французски и делать глаза печальными и задумчивыми.

Самое мучительное для Ани воспоминание: когда умерла мама, отец начал пить и наступила нужда, Аня штопала чулки маленьким братьям, ходила в старой шляпке и замазывала дырочки на ботинках чернилами!

Аня, девочка совсем, вдруг на балу, наряженная для бала, становится нестерпимо женственной. Потому что она - с белой открытой шеей!
Кажется, у Чехова, это обязательный признак женственности, завораживающий мужчин. И встречающийся не раз при описании соблазнительности женщины.

Как доктор, Чехов боится за сильно декольтированных дам с их обнаженной шеей. Он пишет про сквозной ветер, от которого дамы укрываются веерами (совет?).

Да, Аня - вот-вот Анна! - на городском балу. Как она одета? Чехов пишет, что у неё - свежий и воздушный наряд.
А еще женские наряды у Чехова звучат: шуршащий наряд!
Увидев Аню в бальном платье, муж был в восторге ("какая ты!"), понял, что благодаря красавице жене, решится наконец сверх благоприятно его чиновничья судьба.

Замечают красоту Анны все мужчины на балу.
Но прежде всех замечает красоту дочери её отец.
Он сам любит приодеться, нарядиться: закрученные усы, фрак, цилиндр, духи, одет по последней моде... Только пьян всё время. И костюм поношенный.
Правда, несмотря на это, отец всегда присутствует на всех главных для высшего городского света мероприятиях. Всегда зван - статус учителя того времени?

Итак, Анна сразила всех на балу.
С этого момента жизнь её переменилась.
Как только она стала восприниматься всеми как красавица, так почему-то пропала её добрая душа, её волнение за братьев-мальчиков и за бедного пьяницу отца.

Странная женская красота у Антона Павловича! Она как бы отнимает доброе сердце у женщины. Вроде как бы и не Аня виновата в этом - так за красоту её оценивает общество и так она сама покорно следует за тем, что общество в ней оценило.

Ничего себе! Красота буквально требует у Чехова жертвы от женщины - её души.
Вот тебе и "в человеке всё должно быть прекрасно..."

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
alexlutov
Jan. 2nd, 2012 06:54 pm (UTC)
"Красота буквально требует у Чехова жертвы от женщины - её души." не наговаривайте на Антона Павловича, он просто засвидетельствовал факт в литературной форме.
kaplly
Jan. 2nd, 2012 07:01 pm (UTC)
Не наговариваю. Не воспринимайте так буквально. И так излишне серьёзно. Я не столько про Чехова, сколько про своё прочтение Чехова и под таким углом зрения. Возможный угол зрения. Почему бы и нет?
alexlutov
Jan. 2nd, 2012 07:14 pm (UTC)
не воспринимаю, не волнуюсь и не серьёзен.
и конечно же, вы вольны в выборе углов....
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

4
chekhov_ru
"Люди обедают, просто обедают..."

Latest Month

May 2013
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner